Страх
Страх убивает разум. Страх — малая смерть, способна полностью уничтожить тебя. Я посмотрю в лицо своему страху, позволю ему пройти надо мною и сквозь меня. А когда он пройдёт, я оглянусь и посмотрю на тропу страха. Там, где прошёл страх, не остаётся ничего. Только я стою неколебимо.
Фрэнк Герберт «Дюна»
СТРАХ — в первоначальном определении это слово означает «оцепенеть, превратиться в лёд», stregti — лат. «сосулька», stricken — д. в. н. «быть растянутым». Все мы родом из детства, и тот комплекс страхов, который присутствует в нас, формируется в детстве. Это достаточно индивидуальный момент, поскольку для одного человека вождение машины является неотъемлемой частью жизни, для другого этот факт является одним из страхов. Если рассмотреть этимологию слова, страх — сосулька, то есть замороженная вода, холод, который сковывает и не даёт нам дышать, жить, созидать. Уместно будет сказать, что данную «сосульку» можно растопить теплом, или, проще говоря, проработать, поняв природу собственного страха, так как под скоплением сгустка холода нас ожидает колоссальное количество энергии.
Что человеку самое страшное? — он сам.
Из древней мудрости
Чем глубже уходит в себя человек, тем решительнее рвутся все связи, сковывающие его с миром внешним. Одиночество жгучее, страх, тревога, переживание и печаль в нём растут безраздельно, и чем больше стремится он из ложного страха вновь воссоздать единение с внешним, тем быстрее связи все рвутся. Альберт Камю назвал наше время «веком страха», сравнивая его с семнадцатым веком, веком математики, с восемнадцатым — веком физики, и с девятнадцатым — веком биологии. Камю понимал: в этом сопоставлении потеряна логика, поскольку страх нельзя отнести к наукам. Он говорил: «Но всё-таки это связано с наукой, поскольку именно научные достижения привели к тому, что наука отрицает саму себя, а сверхразвитая техника грозит уничтожить земной шар. Более того, хотя страх нельзя назвать наукой, его можно с определённостью назвать техникой».
Наше время нередко называют «веком психологии». Какая связь существует между страхом и психологией? Не страх ли заставляет людей исследовать свою внутреннюю жизнь?
Необходимо делать акцент на конструктивный аспект страха, так как приобретая способности и навыки работы со страхами, человек становится более самоактуализованным и гармоничным с окружающей средой. Каждый человек постоянно оказывается в ситуациях, где его существование ставится под угрозу. Фактически, самопроявление и самоактуализация возникают только в тех случаях, когда человек движется вперёд, несмотря на угрозы. Это признак конструктивного использования страха, так как страх свидетельствует о наличии у человека новых возможностей для развития Себя.
Свобода здорового человека заключается в том, что он может выбирать одну из нескольких альтернатив, может искать новые возможности, преодолевая сопротивление окружающей среды. Двигаясь сквозь страх, а не от страха, человек не только развивается, он обогащает свой окружающий мир новыми возможностями Попытка убежать от страха обречена на провал. Более того, тот, кто желает избавиться от страха, теряет бесценную возможность осуществлять себя, не способен учиться быть человеком.
Ролло Мэй
Как уже говорилось, основные страхи, которые проявляются в течение жизни, родом из детства, как пример можем рассмотреть некоторые общепринятые (к сожалению) воспитательные мероприятия родителей по отношению к детям:
• Ребёнка вынуждали следовать условиям (страх ложного долга).
• Ребёнка заставляли следовать первым договорённостям (страх ложной обязанности).
• Ребёнка систематически ставили в чувство вины (страх обречённости, ложное чувство вины).
Величайшим бременем, выпадающим на долю детей, является непрожитая жизнь их родителей. Этому же посвящено одно из стихотворений Рильке: «Перевал в середине пути»:
«Но вечером вдруг встанет кто-нибудь,
уйдёт из дома и пойдёт, пойдёт,
ведь где-то, на востоке, церковь ждёт.
Его проводят, как в последний путь.
А вот другой: привычного жилья не покидал,
далеко не ходил.
Уйдут искать по свету сыновья ту церковь,
про которую забыл.»
Таким образом, понимая причину возникновения страха, возможно определить его природу. Это позволит не только проанализировать сложившийся образ жизни, но и проработать данный страх. И прежде всего прийти к пониманию, что правильно установленный диагноз — это 90 % излечения!
То, что нас не убивает, может сделать нас только сильнее.
Ницше.
ВИДЫ СТРАХОВ:
1.Страх перед реальными опасностями, объективно угрожающими здоровью и благополучию личности. (Характернейший случай — страх боли).
2. Страх перед мнимыми опасностями, объективно не угрожающими личности, но воспринимающимися как угроза благополучию. В своей крайней форме этот вид страха приобретает характер хронического невроза (фобии): страх болезни, пожара, страх не успеть; страх того, что забыла выключить газовую плиту и т. д. Иногда страх подобного вида возникает потому, что какое-либо событие не происходит в ожидаемое время и в ожидаемом месте. Сюда же относится и комплекс «страхов отличника», нередко сопровождающий человека всю его жизнь. Это вызванный стремлением к абсолютному совершенству хронический страх сделать что-либо недостаточно хорошо, называется перфекционизмом. Даже относительно успешные люди, страдающие перфекционизмом, ощущают себя неудачниками, так как имеют слишком большой внутренний уровень притязаний.
3. Страх перед опасностями престижного характера, угрожающими поколебать авторитет личности в группе или другим образом изменить её положение в неблагоприятную сторону. Ситуация, постоянно встречающаяся в повседневной практике: промолчу, отсижусь, перетерплю неудобства, даже пойду на непорядочность — лишь бы «не портить отношения». Отсюда знаменитый принцип жизни в трудовом коллективе: «Не высовывайся!». К этой категории относится уже упоминавшийся страх за свой внешний вид.
4. Условнорефлекторный страх возникает в результате испытанной ранее неприятной ситуации. Очень неприятным явлением является условнорефлекторный страх неудачи, который, повторяясь от раза к разу, может превратиться в «выученную беспомощность».
5. Страх перед новым, неизвестным, неиспытанным, непривычным обычно называется робостью. Самая яркая черта этого вида страха — тормозные влияния на поведения и действия человека. В результате — скованность в движениях и речи, мышечные зажимы, сужение объёма внимания — оно приковано к собственному внутреннему состоянию и лишь в малой степени направлено на внешнюю ситуацию, отчего действия становятся нецеленаправленными и беспомощными. И вообще — человек плохо владеет собой и остро переживает ненадёжность своего положения.
6. Страх перед самостановлением (стагнацией Я), переживаемый как беззащитность и изоляция.
7. Страх перед изменением, переживаемый как ощущение изменчивости и неуверенности.
8. Страх перед необходимостью, переживаемый как ощущение окончательности и несвободы.
СТРАХ — ТРЕВОГА
Природа тревоги, страха — это чувство нестабильности нашего бытия в мире и отсутствие опоры. По словам американского психолога Ролло Мэйя: «Тревога — это, скорее, онтологическая характеристика человека, корнями, уходящая в само его существование. Тревога есть переживание угрозы надвигающегося небытия». Тревожный человек постоянно испытывает возбуждение, которое связано с мобилизацией энергии, необходимой для увеличения шансов на выживание в сложившихся условиях. Неосознанная тревога постепенно нарастает, что приводит к психическому и физическому истощению человека и в крайних случаях к нервным срывам и затяжным депрессиям.
Ролл Мэй разводит понятия чувства тревоги и чувства страха. Он отмечает: «Тревога наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Страх, напротив, представляет угрозу для периферии его существования; его можно объективировать, и человек может дистанцироваться от него и взглянуть на него со стороны».
Так, например, мы можем испытывать страх перед прыжком с высоты и тревогу, когда значимый человек игнорирует нас. Ощущение тревоги более продолжительно во времени, но ощущение страха проходит, когда мы удаляемся от объекта, вызывающего его. Чувство страха можно рассматривать как аффект, как реакцию на угрозу со стоны внешнего мира. Но, в данной работе, мы, говоря о страхе, прежде всего, имеем в виду не эмоциональные характеристики, а его содержание.
ЧТО ДЕЛАТЬ СО СТРАХАМИ? Как же справляться со своими страхами? Для избавления от страха необходимо повернуться лицом к нему и всмотреться в пугающие условия, приглядеться к своей реальности. Необходимо сконцентрироваться на самом состоянии, а не на себе (взглянуть на себя как бы со стороны), то есть отделить от физического тела физическое состояние. И проанализировать состояние на предмет его происхождения. Задать себе вопрос: «Если я упаду в критические условия, которые пугают меня, то на что я упаду? Если я останусь без работы, окажусь больным, на что я смогу опереться? Если я потеряю человека, что я потеряю для себя?» Таким образом, мы смотрим, где можно найти твёрдую почву, так как на твёрдой почве данное состояние снижается. Убегая от страха, мы не сможем избавиться от него, принятие страха — это первый шаг к исцелению. Принятие реальности готовит нас к тому, что все, что нас пугает, может случиться, но это не будет катастрофой. И даже если наша тревожность связана со страхом смерти, с которым сталкивается каждый человек, мы должны интегрировать смерть в свою жизнь. Позволить себе умереть, чтобы после научиться полноценно жить. Мы должны принимать реальность такой, какая она есть, то, что мы не принимаем, не может использоваться как опора для бытия.
В жизни верующих людей страх Господень побеждает человеческие страхи. Страх Божий наполнен другим качеством и содержанием. Этот страх есть христианская добродетель. Христианин, исполненный страха Божия, всегда благоговеет перед Богом, и это благоговение связано с доверием Господу и безмерной любовью. «А в любви нет страха, — пишет святой апостол Иоанн, — ...но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви».
ОПЫТ СТОЛКНОВЕНИЯ СО СТРАХАМИ
Работая со страхами, я пробую окончательно излечить и себя. Два года назад у меня были проблемы со здоровьем, все благополучно разрешилось, но следы от потрясения я переживаю до сих пор. Я во всей полноте осознала свою конечность в этом мире, я испытала ужас неизвестности. Отсутствие контроля над ситуацией лишало меня опоры. И в этой ситуации именно вера стала для меня тем поддерживающим источником, в котором я нуждалась.
Самое интересное то, что при всей сложности ситуации и пережитой боли, это был очень важный для меня опыт, который позволил взглянуть честно на себя и свою жизнь, пересмотреть свои ценности и смыслы, увидеть ошибки и получить возможность их исправить. Два последующих года я прожила с большей степенью осмысленности, чем предыдущие 30 лет.
Анализируя свой опыт, мне хотелось бы отметить важный аспект страха, а именно тот факт, что он приводит к внутреннему конфликту, к диалогу с самим собой. В состоянии страха бытие сталкивается с небытием. Небытие указывает, что личностный потенциал имеет ограниченные возможности, связанные со временем, пространством, ресурсами и т. д. Но самое главное, что эти возможности есть, и в этом столкновении свой потенциал человек может прочувствовать физически.
Глубокий смысл страха заключается в том, чтобы дать нам стимул расти. Состояние страха слишком ценно, чтобы задавливать его медикаментами или психотехниками (хотя вспомогательная роль и того и другого не отвергается). Но страх должен быть понят нами, и это обогатит нашу жизнь и позволит нам жить в мире и гармонии с собой.